…ебенка. Включают двигательные режимы, широко используют естественные факторы природы.

Дети-ревматики в школах занимаются физкультурой в специальных группах 2-3 раза в неделю по 30-35 мин. На уроке физкультуры применяются общеразвивающие упражнения, игры, упражнения на сохранение равновесия, приобретение правильной осанки, дыхательные упражнения и т.д. Не показаны силовые и прыжковые упражнения. Необходимо соблюдать принцип постепенности при нарастании физической нагрузки.

Тренирующий режим назначается детям, у которых нет поражения сердца и хронических очагов инфекции. Включают лечебную гимнастику, подвижные игры, дозированную ходьбу и т.д.

 Врожденные пороки сердца

 Реабилитация детей с врожденными пороками сердца зависит от степени нарушения функции сердечно-сосудистой системы. Наряду с фармакологическими препаратами, диетой применяют ЛФК, массаж с оксигенотерапией, физиотерапию до операции и после нее. Подбор упражнений ЛГ и определение нагрузки зависят от вида врожденного порока сердца, степени гемодинамических и дыхательных нарушений. Задачи ЛФК: улучшение функции кардиореспираторной системы (за счет усиления работы мускулатуры, экскурсии грудной клетки, движения диафрагмы и др.), расширение функциональной способности легких, повышение легочной вентиляции; предупреждение послеоперационных осложнений (пневмоний, ателектазов, плевральных спаек и др.), предупреждение послеоперационных мышечных атрофии, профилактика развития деформаций, нарушения осанки и т.д.

В предоперационном периоде проводятся ЛФК и общий массаж с последующим вдыханием увлажненного кислорода. Первые занятия направлены на обучение правильному дыханию (грудному, диафрагмальному, с акцентом на выдохе), откашливаниям (покашливаниям). Занятия проводятся малогрупповым методом в положении сидя и стоя, при нарушении кровообращения — лежа. Продолжительность 8—10 мин. Включают обще-развивающие упражнения, по пульсу определяют паузы в занятии. Комплекс включает 6—8 упражнений.

Реабилитация в послеоперационном периоде. В раннем послеоперационном периоде ЛФК включает дыхательные и общеразвивающие упражнения в положении лежа для профилактики осложнений и тренировки кардиореспираторной системы, нервно-мышечного аппарата. Проводится также общий массаж.

Противопоказанием является общее тяжелое состояние больного, опасность возникновения кровотечения, появившиеся аритмии, падение АД и резкие его колебания при частом пульсе.

Подбор упражнений, их повторяемость и интенсивность зависят от вида порока сердца, характера оперативного вмешательства и функционального состояния кардиореспираторной системы. Лечебная гимнастика проводится на второй—третий день после операции (в основном дыхательные упражнения, надувание игрушек, шаров и упражнения для дистальных отделов конечностей с включением откашливания и массажа). Постепенно, в зависимости от состояния больного и переносимости им ЛФК, комплекс расширяют. ЛГ проводится 2—3 раза в день по 5—8 мин. В случае болезненности при дыхании перед занятиями ЛГ больным проводят общий массаж с последующим вдыханием увлажненного кислорода.

В последующие дни дыхательная гимнастика дополняется общеразвивающими упражнениями, поворотами (с помощью методиста ЛФК) ребенка на бок. ЛГ выполняют лежа или сидя в кровати, а на седьмой—восьмой день — сидя на стуле, в палате.

По мере улучшения состояния больного расширяют двигательный режим за счет вставания с постели и ходьбы по палате. В этом периоде большое внимание уделяется полному восстановлению движений в плечевом суставе оперированной стороны, то есть коррекции осанки больного.

Особое внимание обращают на координацию общеразвиваю-щих упражнений с дыхательными. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, дыхание должно быть ритмичным, с акцентом на длительный выдох, продолжительность 8—15 мин, 2—3 раза в день.

С 10-12-го дня послеоперационного дня ЛФК проводится в зале групповым методом под музыкальное сопровождение, с постепенным повышением нагрузки. Занятия проводятся в положении сидя на стуле и стоя, продолжительностью 15—20 мин. Включают ходьбу по коридору, по лестнице, в летнее время с выходом в парк больницы.

В тренировочном периоде включают упражнения с гимнастической палкой, набивными мячами, гантелями и у гимнастической стенки, а также дозированную ходьбу на улице (в парке, сквере). За 3—5 дней до выписки из стационара больных обучают новому комплексу ЛФК, который ребенок будет выполнять дома.

Санаторно-курортное лечение проводится в местных кардиологических санаториях или осенью в Крыму. Показаны воздушно-солнечные ванны, терренкур (дозированная ходьба), прогулки вдоль берега моря, ЛФК, плавание, гребля, игры на берегу моря и др. Зимой — лыжные прогулки, ходьба в лесу, парке, а также общее УФ-облучение.

Болезни суставов. Реабилитация при болезнях суставов

 Болезни суставов у детей — обширная область патологии, и реабилитация имеет решающее значение в профилактике инвалидности. Различают ревматоидный артрит, ревматический полиартрит, инфекционно-аллергический полиартрит и другие артриты, связанные с различными заболеваниями.

Кратко коснемся анатомо-физиологических особенностей суставов у детей. В первые 2-3 года жизни ребенка происходит быстрая перестройка его хрящей под влиянием возрастающих функциональных требований. В суставном хряще увеличивается количество мукополисахаридов, появляются очаги васкуляризации, растет число волокон и изменяется их ориентация. В дошкольном возрасте процессы перестройки суставного хряща несколько замедляются, зато усиливаются процессы коллагенизации. С 8 лет до 14 лет процессы перестройки постепенно заканчиваются и к 14—16 годам суставный хрящ приобретает строение типичного гиалинового.

Суставная сумка имеет два слоя: наружный (фиброзно-коллагеновый) и внутренний (синовиальный). С ростом ребенка постепенно увеличиваются количество и размеры складок синовиальной оболочки, и к пяти годам усложняется их строение. К 12—14 годам в основании глубоких складок синовиальной оболочки появляются сосуды и тонкие пучки коллагеновых волокон. Полностью синовиальная оболочка и ее сосудистая сеть развиваются к 18 годам. Увеличивается коллагенизация волокнистых структур, капсула сустава утолщается, а рыхлая соединительная ткань остается лишь в наружных отделах. Дифференцировка капсулы заканчивается к 15—16 годам.

Типичный для артритов и артрозов патологический процесс проходит в суставах. Известно, что суставные концы костей покрыты гиалиновым хрящом, суставная щель и полость сустава заполнены синовиальной жидкостью. Суставная сумка соединяет концы костей, образуя полость. Внутренний ее слой — синовиальная оболочка, наружный — фиброзная капсула. Суставный хрящ по своему строению эластичен, упруг и легко сжимаем. Питание суставного хряща осуществляется через синовиальную жидкость, а глубоких отделов — через сосуды субхондральной зоны костей.

Трофические процессы в суставе зависят от его функции. Так, при длительной нагрузке и нарушенных движениях хрящевые поверхности патологически изменяются. Детские суставы очень чувствительны к патогенным факторам и на определенном этапе развития патологического процесса имеют низкий потенциал восстановления. При комплексной реабилитации показаны массаж, лечебная гимнастика (общеразвивающие упражнения, упражнения в изометрии в исходном положении лежа, сидя), физиотерапия (фонофорез сустава с мобилатом, артросенексом или мазью мумиё), гидрокинезотерапия с предварительным проведением криомассажа сустава (суставов), тренировки на велоэргометре. Исключаются большие нагрузки на суставы (прыжки, подскоки, упражнения с гирями, штангой и др.).

При хронических заболеваниях суставов следует выполнять упражнения с возможно большей, постепенно увеличивающейся амплитудой для улучшения подвижности суставов и улучшения эластичности мышц. Достигается это с помощью движений без снарядов и со снарядами, на тренажерах. Кроме гимнастических упражнений, можно использовать элементы игр, пешие прогулки, греблю, лыжные прогулки, езду на велосипеде и др.

Показана гидрокинезотерапия в бассейне. Водная среда облегчает многие движения, делать которые в обычных условиях трудно.

ЛГ как основная форма ЛФК эффективна при условии длительного систематического проведения с постепенным увеличением нагрузки на протяжении всего курса лечения.

Санаторно-курортное лечение включает воздушные и солнечные ванны, игры сидя на песке, плавание, ходьбу по колено в воде, вдоль берега моря, ванны, грязевые аппликации, прием кислородных коктейлей, диетотерапию, фитотерапию, иглорефлексотерапию, вибрационный массаж.

 Детские церебральные параличи (ДЦП)

 ДЦП — заболевания, обнаруживаемые у новорожденных и проявляющиеся непрогрессирующими двигательными нарушениями.

ДЦП рассматривают как полиэтиологическое заболевание мозга, начинающееся в интра- и перинатальном периодах, для которого характерны двигательные, психические и речевые нарушения. Болезнь развивается вследствие родовой травмы с последующим кровоизлиянием в головной мозг, асфиксии плода, анемии, эндокринных заболеваний, внутриутробной инфекции, иммунологической несовместимости матери и плода, токсикозов при беременности, терапевтических воздействий, отягощенной наследственности.

Для заболевания типичны спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса (гипертонус), понижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стояния и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. Нередко при этом заболевании нарушается психика, появляются расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слуха), бульбарные и псевдобульбарные расстройства.

Различают следующие формы ДЦП: гиперкинетическая, атонически-астатическая, гемипаретическая, спастическая диплегия (болезнь Литтла), двойная гемиплегия.

Гиперкинетическая форма проявляется различными гиперкинезами с параличами и парезами или без них. Отмечаются речевые нарушения в виде гиперкинетической дизартрии. Интеллект, как правило, сохранен, и это дает возможность проводить медицинскую и социальную реабилитацию.

Атонически-астатическая форма характеризуется сочетанием патологических тонических рефлексов с парезами и низким тонусом мышц. У многих больных наблюдаются речевые расстройства и олигофрения. Дети с этой формой заболевания длительно лечатся в стационарах, школах-интернатах, санаториях.

Гемипаретическая форма развивается преимущественно у новорожденных. Больше поражена одна из верхних конечностей, наблюдается замедление ее роста. Могут встречаться речевые расстройства и олигофрения. Дети способны к обучению, адаптируются к труду. Лечение, реабилитация проводятся в стационаре, садах, интернатах и санаториях.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) — тетрапарез с более выраженным поражением нижних конечностей. У детей могут наблюдаться задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения статики и локомоции. Пациенты с умеренной олигофренией обучаются по программе школ для умственно отсталых детей. Они могут научиться самообслуживанию, письму, овладеть некоторыми трудовыми навыками. Эта форма заболевания позволяет надеяться на устранение психических и речевых расстройств, менее благоприятен прогноз восстановления статики и локомоции. Такие дети лечатся на протяжении многих лет в стационарах, санаториях, специальных яслях, детских садах, школах-интернатах, санаториях.

Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым тетрапарезом, преобладает ригидность мышц, выражена олигофрения. Медицинская реабилитация проводится до трехлетнего возраста.

По клиническому течению болезни выделяют раннюю резидуальную и позднюю резидуальную стадии.

Ранняя стадия заболевания диагностируется в 1-3-месячном возрасте. Для нее характерны общемозговые синдромы (гипертензионно-гидроцефалический, судорожный, церебральной гипотрофии) и синдромы нарушений врожденных рефлексов, нарушения предречевого развития и др. Дети поздно начинают держать голову, садиться, ходить, у них нарушена речь, снижен интеллект. Эта стадия длится от 4-5 месяцев до 3-4 лет.

Реабилитация включает фармакологию, направленную на стимуляцию развития нервных клеток, подавление патологической двигательной активности, мышечной спастичности, дегидратации. Необходимы ЛФК, ортопедические укладки (лечение положением), общий массаж, занятия с логопедом, игры и др.

В поздней стадии, когда восстановление той или иной функции происходит преимущественно за счет компенсаторно-приспособительных процессов, наблюдаются, вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на ранней стадии тонические рефлексы, контрактуры, порочные установки конечностей, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции.

Реабилитация включает фармакологию (дегидратационную, рассасывающую, стимулирующую терапию и др.), ЛФК, массаж (рецептивно-релаксационный, криомассаж), лечение положением, протезно-ортопедическую, физио- и гидротерапию, санаторно-курортное лечение и пр.

Одно из главных средств реабилитации детей, страдающих церебральными параличами, — лечебная физкультура. Ее задачи: развитие способности к произвольному торможению движений; уменьшение (снижение) гипертонуса мышц; улучшение координации движений; увеличение амплитуды движений в суставах (суставе); обучение бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию; выработка у ребенка новых навыков и правильных движений.

Основные принципы методики ЛФК: регулярность, систематичность и непрерывность занятий; индивидуализация занятий; учет стадии и тяжести заболевания, возраста и психики ребенка; строго индивидуальное увеличение физических нагрузок.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсации нарушенных функций обусловливают важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП. Замедление и искажение речи приводит к задержке умственного развития, поэтому ранние занятия направлены на восстановление нарушенных функций, в самом раннем детстве. С этой целью проводят артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Логопедический массаж включает массаж лицевых и артикуляционных мышц и направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию двигательных ощущений. Обычно к концу первого месяца жизни ребенка тонус его артикуляционных мышц нарастает.

Методика массажа. Разглаживание: лоб от середины к вискам, от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа; по верхней губе, по нижней губе и т.д. Расслабление языка: массируется точка в подчелюстной ямке, вибрация по углам челюсти. Расслабление оральной мускулатуры воздействием на мышцы лба, щек, шеи, губ и языка. Поглаживание носогубных складок. Расслабление мышц шеи. Для этого проводится массаж шеи и пассивные повороты головы. Точечный массаж при гиперкинезах языка: массаж в области губ, нижней челюсти, точки в подколенной области.

Артикуляционная гимнастика. Пассивные упражнения: растягивание губ, собирание их в «трубочку», опускание нижней губы и т.п. Задачи ЛГ в первые недели: правильное распределение тонуса мышц (то есть необходимо задействовать нужные мышцы), коррекция неправильной постановки шеи, конечностей. Для предотвращения сокращения подвздошной мышцы и сгибательной контрактуры ребенка кладут на живот, положив на область таза мешочек с песком. Производится выработка рефлекса с таза на туловище, с головы на туловище, рефлекс ползания и т.д. (рис. 144—146).

С детьми до двух лет проводят упражнения для нормализации работы вестибулярного аппарата (лежа на животе и на спине поднимать голову, наклонять туловище и т.п.). При ходьбе поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.д.

Рис. 144. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с

церебральным параличом

Рис. 145. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с

 церебральным параличом

 Для расслабления мышц рук и ног перед началом занятий ЛГ с успехом применяют криомассаж по В.И. Дубровскому.

В. Фелпс рекомедует пациентам для расслабления мышц делать встряхивающие движения руками и ногами. Но наши наблюдения показывают, что больные ДЦП, у которых имеется гипертонус, эти упражнения выполнить не могут.

Нами для снятия (уменьшения) гипертонуса используется криомассаж, точечный массаж, сегментарный и упражнения на растягивание.

Гидрокинезотерапия включает плавание, гимнастику, игры в воде с температурой 36-37 °С по 15-20 мин. Курс 20-30 процедур через день.

С помощью упражнений на расслабление снижается тонус мышц, что ведет к ослаблению импульсов, идущих от мышцы к коре больших полушарий мозга, что обусловливает уменьшение эфферентных импульсов. В результате ослабления процессов возбуждения снижается напряжение соответствующих мышц.

 Упражнения на мяче для снятия гипертонуса мышц

 1. И.п. — лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. В этом положении можно проводить ему классический массаж.

2. И.п. — лежа на животе. Ребенок поднимает и опускает руки, отводит их в стороны, пытаясь расслабить и с силой опустить.

Рис. 146. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с

 церебральным параличом

 Растягивания и специальные положения и укладки

 Согнуть или разогнуть конечность, удерживать в таком положении 5—8 с и проводить поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до их раслабления.

Укладки выполняются мешочками с теплым песком. Можно провести криомассаж спазмированных мышц. Укладывают ребенка в позу, противоположную той, которая вызывает повышенный мышечный тонус (гипертонус), что приводит к постепенному разрушению патологического двигательного стереотипа, снижению патологической афферентации с рецепторных полей патологически активного рефлекса и в конечном счете нормализует регуляцию мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

Обучение бытовым навыкам (самообслуживанию) включает занятия рисованием, письмом, выработку умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. Проводится тренировка опоры, ходьба по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижение в специальной коляске, способность стоять между брусьями (устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (кубики, мячи, палки и т.п.). При обучении ходьбе сначала необходимо провести массаж спазмированных мышц.

Необходимы упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах.

Включаются упражнения в различных положениях — стоя, сидя, лежа и т.п. Для устранения тонических рефлексов полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях. Это важный этап в освоении акта ходьбы.

Для развития координации движений используют упражнения для рук и ног, которые выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, с изменением темпа и ритма выполнения.

При спастичности (гипертонусе) мышц наблюдается резкое снижение быстроты движений, их координации и т.п. В этой связи перед выполнением упражнений показан массаж (или криомассаж), вибромассаж стоп. Вначале выполняются более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Постепенно упражнения усложняются, ритм их выполнения ускоряется. Упражнения проводятся как на месте, так и в движении (ходьба, бег и др.).

Примерный комплекс упражнений

на коррекцию нарушенной координации движений:

1. И.п. — сидя на стуле. Взять с пола мяч, поднять над головой и опустить его на то же место. Повторить 3—5 раз.

2. И.п. — сидя на стуле, в вытянутых руках мяч. Отвести правую руку с мячом в сторону. То же — в другую сторону. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

3. И.п. — сидя на стуле, руки с мячом над головой. Сначала опустить вперед руки с мячом, а затем — без мяча. После этого руку с мячом отвести в сторону, другую — вперед. Повторить 5—8 раз.

4. И.п. — сидя на стуле, ноги выпрямлены в коленных суставах. Согнуть правую ногу, левую руку поднять вверх. То же — другой ногой и рукой. Повторить 3-5 раз.

5. И.п. — стоя, руки перед собой. Ходьба с вытянутыми вперед руками. При шаге левой ногой правую руку согнуть к плечу. То же с правой ногой и левой рукой. Повторить 5—8 раз.

Кроме того, можно включать танцевальные упражнения, упражнения на равновесие (ходьба по начерченной на полу линии, по гимнастической скамейке, буму, между булавами, мячами и т.п.), различные эстафеты с мячами, цветными кубиками, бросание мяча в корзину.

Для развития подвижности позвоночника включают упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, переход из одного исходного положения в другое (например, лечь-сесть, переворачивание с боку на бок, из положения лежа сесть, сделать наклон вперед, сесть—лечь и т.п.).

У больных с ДЦП часто бывает недостаточно полный выдох, и это следует исправлять — обучать детей удлиненному выдоху. Полезно надувать игрушки (или волейбольную камеру), на выдохе надо произносить звуки: ух, эх, о, а, э и другие, особенно при выполнении ЛГ. При нарушении речи комплекс ЛФК дополняется упражнениями для губ, языка, мимической мускулатуры.

После занятий ЛГ показан массаж дыхательной мускулатуры и массаж, активизирующий дыхание (по В.И. Дубровскому).

Примерный комплекс ЛГ

при нарушениях функции легких и речи:

1. Задуть свечу.

2. Широко растянуть губы и произносить звуки А, У, О, МУ и др.

3. Высовывать и втягивать язык.

4. Дуть на клочок ваты, бумаги. Сначала сделать глубокий вдох и растянуть губы, затем протяжно выдохнуть воздух. Повторить 2—3 раза.

5. Приоткрыв рот, двигать челюстями влево—вправо, произнося звуки А, У.

Лечебная физкультура (ЛФК) с детьми школьного возраста направлена на тренировку определенных трудовых навыков. Так, при поражении верхних конечностей (спастическая диплегия, атонически-астатическая форма) рекомендуются печатание на машинке, лепка из пластилина, умывание, чистка зубов и т.п. При поражении верхних конечностей (гиперкинетическая форма, двойная гемиплегия) включают переплетные работы, шитье, упаковку, лепку и т.п.

Для разработки движений в суставах и тренировки мышц верхних конечностей включают строгание, пиление, пользование отверткой, рубанком, стирку белья, причесывание, довязывание платка, одевание и раздевание, садовые работы и т.п.

При гиперкинетической форме церебрального паралича средства ЛФК должны быть направлены на нормализацию поз больных и их движений, торможение гиперкинезов, улучшение координации движений, обучение бытовым навыкам и т.д. Широко применяются упражнения с предметами, корригирующие упражнения и обучение правильному дыханию.

К. и Б. Бабат и К. Линденман для уменьшения патологических                     позотонических рефлексов рекомендует упражнения на правильную постановку головы, конечностей.

Г. Кебот для торможения гиперкинезов и восстановления статических функций рекомендует выполнять упражнения из определенных положений с избирательным сопротивлением по ходу движения в диагональном направлении для определенных мышечных групп.

При атонически-астатической форме заболевания необходимо выполнять упражнения на координацию движений, сохранение равновесия, а также упражнения на сопротивление и упражнения для мимической мускулатуры и языка.

При наличии двойной гемиплегии особое внимание уделяется упражнениям на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, отведение нижних конечностей, создание облегченных условий (исходных положений) для выполнения этих упражнений.

При спастической диплегии широко используются упражнения на расслабление, равновесие и координацию, лечение положением. Уделяется внимание обучению ходьбе.

Учитывая, что дети с ДЦП быстро устают, необходимо делать отдых, включать упражнения на расслабление. Игры и упражнения сопровождать музыкой и массажем, включать дыхательные упражнения и т.п. Продолжительность процедуры от 8—15 мин до 30—45 мин в зависимости от возраста ребенка и степени поражения его нервно-мышечного аппарата.

ЛФК проводят в сочетании с физио- и гидропроцедурами, массажем (криомассажем), медикаментозными средствами (миорелаксанты).

При гиперкинетической форме церебрального паралича ограничивают занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции, так как они ведут к еще большему повышению мышечного тонуса.

А.Е. Штеренгерц, проведя занятия на различных тренажерах (велоэргометрах) определил, что в результате тренировок сила мышц увеличилась в 3-4 раза. Поэтому он рекомендует при спастической диплегии и гиперкинетичёской форме заболевания проводить занятия на тренажерах не дольше 4—8 мин, до утомления; при атонически-астатической форме — 14—20 мин, при гемипаретической форме — 10—12 мин. Чем старше ребенок, тем больше времени ему можно заниматься на тренажерах.

Автор с такими рекомендациями не согласен. Чем старше становится ребенок, тем больше возрастает формирование контрактур, повышение мышечного тонуса (гипертонус). Поэтому больным детям занятия на тренажерах не показаны! Они ведут к еще большим контрактурам, «забитости» мышц, нарушению координации движений. Увеличивается спастика мышц, что нередко ведет к болям, мышцы невозможно расслабить. У детей с церебральным параличом быстро наступает утомление, поэтому занятия надо проводить с большими перерывами, с включением упражнений на расслабление, а также релаксационного массажа (с воздействием на БАТ и приемами разминания).

В занятия с детьми включают различные игры: подвижные, атракционы, эстафеты и малоподвижные мгры.

В ЛФК следует включать подвижные игры, различные эстафеты, некоторые элементы спортивных игр и т.п. Дети с ДЦП играют в футбол с ограничением времени, уменьшением размеров футбольного поля и т.п.

Разработанный комплекс упражнений на растягивание с включением в процедуру рецептивно-релаксационного массажа способствует в большей степени расслаблению (релаксации) спазмированных мышц.

В комплексное лечение ДЦП включают сегментарно-рефлекторный массаж, ЛФК, облучение лампой соллюкс, ортопедическое лечение и др.

Задачи массажа: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока, предупреждение возникновения контрактур, стимуляция ослабленной функции мышц, усиление метаболизма тканей.

Методика массажа. Массаж начинают со спины. Движения рук идут от поясничной области к шее (особенно тщательно, с применением сегментарного и точечного массажа, массируют паравертебральные области). Вначале проводят подготовительный массаж (поглаживание, растирание и неглубокое разминание мышц спины), затем сегментарно-рефлекторный, в заключение — вновь поглаживание. После массажа спины переходят к массажу ягодичных мышц и нижних конечностей (ноги массируют с проксимальных отделов), затем массируют руки, грудь и живот. После массажа для снятия гипертонуса тех или иных мышц осуществляют воздействие на моторные точки спазмированных мышц. После каждого воздействия на точку (зону) ее необходимо погладить, растереть. В массаж грудной клетки включают приемы активизации дыхания.

Приемы рубления, поколачивания, выжимания при ДЦП не применять! Нежелательно применение ЛФК в ванне, так как это ведет к переохлаждению ребенка и дополнительной (в большей степени!) спастике. Если нет изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, то показана гипертермическая ванна (с температурой воды выше 38,5°С), но ее надо применять стационарно или в условиях, исключающих переохлаждение. После приема ванны больному ребенку рекомендуются различные укладки (лечение положением). При выполнении массажа следует применять упражнения на растяжение мышц.

Продолжительность процедуры 8—15 мин. Курс 20—30 процедур. В год 4—6 курсов.

Ортопедическое лечение детей с ДЦП направлено на устранение и профилактику контрактур, деформаций, восстановление функциональных и компенсаторно-приспособительных возможностей ОДА. Предупреждение развития и устранение умеренных контрактур осуществляется с помощью ортопедических укладок (лечение положением), протезно-ортопедических аппаратов, туторов, шин, ортопедической обуви, ЛФК, массажа, плавания, физио- и гидропроцедур и др.

Так, для устранения сгибательных контрактур в тазобедренном и коленном суставах применяют мешочки с песком, шины и т.п. При наличии спастических фиксированных контрактур применяют лечение этапными гипсовыми повязками (с интервалом в 7—14 дней), ЛФК, фармакологию (мидокалм, аминазин, трентал и др.), физиотерапию, массаж, упражнения на растягивание соединительно-тканных образований, грязевые аппликации, нередко — вытяжение (если удается снять повышенный тонус мышц, так как при спастике вытяжение не показано) и т.п.

Для снятия мышечного тонуса применяют новокаиновые блокады, миорелаксанты, криомассаж спазмированных мышц, сегментарно-рефлекторный массаж и др.

В комплекс ЛГ включают общеразвивающие, дыхательные упражнения, упражнения на координацию, растягивание, игры и др. Следует уменьшать повторяемость выполнения упражнений и в паузах между ними включать массаж (разминание, потря… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz